Научная статья на тему 'Портреты хирургов в творчестве А.М. Шилова'

Портреты хирургов в творчестве А.М. Шилова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
133
28
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Лечебное дело
ВАК
Область наук
Ключевые слова
А.М. Шилов / хирургия / портрет / операция / М.И. Кузин / Е.Б. Мазо / A.M. Shilov / surgery / portrait / operation / M.I. Kuzin / E.B. Mazo

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ковтюх Галина Семеновна, Воробьев А. А., Петрова И. А., Фалалеев П. И.

В статье проанализирован подход известного российского художника А.М. Шилова к написанию портретов хирургов, отмечается преемственность между его творчеством и традициями отечественной живописи XVIII–XIX веков. Обсуждается вклад в науку М.И. Кузина, В.Д. Федорова, Е.Б. Мазо, Н.А. Лопаткина, С.Н. Федорова, Н.Н. Блохина, В.И. Шумакова, В.И. Чиссова. Авторы опираются на научные данные о развитии во второй половине XX–начале XXI века таких областей знания, как нефрология, урология, учение о ранах, учение об ожогах, офтальмология, восстановительная хирургия, трансплантология, военная медицина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.24412/2071-5315-2020-12260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Portraits of Surgeons in the Work of A.M. Shilov

The article analyzes the approach of the famous Russian artist A.M. Shilov to painting portraits of surgeons and the continuity between his work and traditions of Russian painting of the 18–19th centuries. The contribution to science of M.I. Kuzin, V.D. Fedorov, E.B. Mazo, N.A. Lopatkin, S.N. Fedorov, N.N. Blokhin, V.I. Shumakov, and V.I. Chissov is discussed. The authors rely on scientific data on the development of knowledge in nephrology, urology, theory of wounds, theory of burns, ophthalmology, reconstructive surgery, transplantology, military medicine in the second half of the 20th and early 21st centuries

Текст научной работы на тему «Портреты хирургов в творчестве А.М. Шилова»

Медицина и общество

DOI: 10.24412/2071-5315-2020-12260 В сотрудничестве с ВГМУ

Портреты хирургов в творчестве А.М. Шилова

Г.С. Ковтюх1, А.А. Воробьев2, И.А. Петрова3, П.И. Фалалеев1

1 Кафедра истории медицины и социально-гуманитарных наук Лечебного факультета ФГАОУВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" МЗ РФ, Москва

2 Кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии ФГБОУВО "Волгоградский государственный медицинский университет " МЗ РФ

3 Кафедра истории и культурологии ФГБОУ ВО "Волгоградский

государственный медицинский университет" МЗ РФ

В статье проанализирован подход известного российского художника А.М. Шилова к написанию портретов хирургов, отмечается преемственность между его творчеством и традициями отечественной живописи XVIII—XIX веков. Обсуждается вклад в науку М.И. Кузина, В.Д. Федорова, Е.Б. Мазо, Н.А. Лопаткина, С.Н. Федорова, Н.Н. Блохина, В.И. Шумакова, В.И. Чиссова. Авторы опираются на научные данные о развитии во второй половине XX-на-чале XXI века таких областей знания, как нефрология, урология, учение о ранах, учение об ожогах, офтальмология, восстановительная хирургия, трансплантология, военная медицина. Ключевые слова: А.М. Шилов, хирургия, портрет, операция, М.И. Кузин, Е.Б. Мазо.

Творчество Александра Максовича Шилова (родился в 1943 г.), всегда твердо стоявшее на реалистических основах, на протяжении всей жизни художника являлось объектом часто противоречащих друг другу суждений. Диапазон различных мнений по данному вопросу весьма широк. Произведения А.М. Шилова сеяли в благодатную почву семена любви, преклонения, критики, зависти. Разнообразны отклики ценителей и любителей искусства по поводу его творчества. А.М. Шилов работает в жанрах пейзажа, натюрморта, тематической картины, но особенно притягивают к себе пытливый взгляд зрителя произведения художника в жанре портрета. Уверенно встав на путь реалистических традиций, А.М. Шилов никогда не отклонялся от направления, выбранного им в начале собственной карьеры.

Реалистическое искусство в России на протяжении многих веков носило разно-

Контактная информация: Ковтюх Галина Семеновна, e-mail: galina_kovtyuh@mail.ru

плановый характер, преследовало многоаспектные цели, подчинялось социальным, политическим и культурным процессам в обществе, отражало духовную жизнь художников. В эпоху барокко, в период становления русской светской живописи художник прежде всего демонстрировал свое мастерство рисовальщика, внешнее видение человека, его достатка и положения в обществе. Мастер заставлял зрителя удивляться искусно выписанным деталям одежды, украшениям, элементам интерьера. Можно с уверенностью сказать, что А.М. Шилов взял на вооружение достижения русских художников первой половины XVIII века, покоряя зрителя виртуозным письмом, подробным рассказом о личности с помощью бесконечного множества живописных "слов" и "предложений". "Живописных" или все же "рисованных"? Сам А.М. Шилов придерживается мысли, высказанной французским художником Ж.О.Д. Энгром (1780—1867), который считал, что две трети

истинной картины заключаются в рисунке и одна треть — в красках.

Искусство А.М. Шилова тяготеет и к философским традициям Просвещения, которые пришли в Россию из Западной Европы в XVIII веке и вдохновили русских художников на прославление облика истинного, достойного гражданина нашей страны. Галерея портретов, выполненных художником, полна образов заслуженных людей России. При этом художник следует лучшим классическим традициям, не изменяя своей приверженности к подробному повествованию. Живописный рассказ о каждом заслуженном человеке обязательно сопровождается многочисленными художественными деталями, которые являются некими дополнениями, подсказками, доказательствами. Художественные средства, применяемые А.М. Шиловым, равновесо-мы живописным поискам передачи натуры. Создается впечатление, что художник боится растерять даже малозначительные детали, с удовольствием перечисляя их в произведении. Не вызывает сомнений, что для А.М. Шилова важна не только внешняя оболочка личности. Романтическое направление живописи ярко отражено в работах художника, особенно в портретах близких и симпатичных ему людей.

В стремлении раскрыть внутренний мир портретируемого А.М. Шилов прибегает и к лучшим завоеваниям романтизма, насыщая свои работы настроением, переживаниями, чувствами, глубиной познания характера модели. Российская реалистическая школа, начало которой положило творчество Ивана Николаевича Крамского (1837—1887), помогает художнику говорить о человеке правду без прикрас. Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод, что искусство А.М. Шилова впитало в себя все лучшие, прогрессивные направления русской и западноевропейской живописи. Оно всегда обладало идеей, рассказом, повествованием, настроением. Такой мощный сплав живописных и художественных средств впечатляет, восхищает и завора-

живает зрителя, но не по этой ли причине произведения А.М. Шилова одновременно отличаются порой некоторой перенасыщенностью, тяжеловесностью и трудностью восприятия?

В 1983 г. он приступает к работе над образом академика Михаила Ильича Кузина (1916—2009), с которого берет начало целая галерея портретов заслуженных врачей, созданная художником за огромный период его творческой деятельности. Мастерство художника заключается не только в идеальной передаче сходства с натурой. Достичь в полной мере раскрытия образа возможно лишь при глубоком наблюдении, знании и соответствующего уровня выводах о характере человека, его внутреннем мире, виде деятельности, заслугах. С портрета кисти А.М. Шилова на зрителя направлен открытый взгляд немолодого, но очень энергичного, уверенного в себе человека, который обладает блестящими способностями, имеет перед собой четко поставленные цели и обладает знаниями для их достижения.

Художник не насыщает портрет предметами интерьера. Гладкая, лакированная, слегка изогнутая спинка деревянного кресла элегантно вторит очертаниям фигуры. А.М. Шилов расположил фигуру хирурга в три четверти, но взгляд М.И. Кузина, облагороженный глубокими знаниями и богатым опытом, открыто и уверенно направлен на зрителя. В период создания портрета Михаил Ильич Кузин занимал должность директора Института хирургии им. А.В. Вишневского и одновременно пост главного хирурга Министерства здравоохранения СССР.

М.И. Кузин родился в 1916 г. в селе Муч-кап Тамбовской губернии. По окончании школы он продолжил образование в Воронежском медицинском институте, а в 1935 г. был переведен в Военно-медицинскую академию. Во время советско-финской войны 1939-1940 годов М.И. Кузин был врачом стрелкового батальона. В 1940 г. он завершил обучение в Военно-медицинской академии. В годы Великой Отечественной

войны М.И. Кузин начал свою службу хирургом медсанбата, затем занимал пост ведущего хирурга подвижного полевого госпиталя, работал в эвакогоспитале. Значительная часть карьеры М.И. Кузина связана с факультетской хирургической клиникой им. Н.Н. Бурденко 1-го Московского медицинского института (ныне — Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова), где он занимал должности доцента, профессора, заведующего кафедрой [1]. Он являлся ректором этого вуза с 1966 по 1974 г. На протяжении многих лет не прекращалась его блестящая практическая деятельность, отмеченная государственными премиями, званием Героя Социалистического Труда, двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденами Красного Знамени, Великой Отечественной войны, Красной Звезды, многочисленными медалями. В активе ученого 20 фундаментальных монографий, более 500 научных статей и целая научная школа, представители которой сейчас являются ведущими хирургами страны.

В 1982 г. при участии М.И. Кузина была введена классификация некрэктомии, подразумевающая существование тангенциальной некрэктомии, секвенциальной (послойной) некрэктомии, некрэктомии до фасции [2]. Под тангенциальной некрэкто-мией имеется в виду "послойное удаление некроза в пределах собственно кожи" [3]. В посвященном патогенезу раневого процесса разделе монографии "Раны и раневые инфекции", изданной в 1990 г. под редакцией М.И. Кузина, отмечается: "Известные медиаторы раневого процесса можно условно сгруппировать следующим образом: 1) калликреин-кининовая система; 2) биогенные амины; 3) система комплемента; 4) липиды и их производные; 5) система свертывания крови и фибринолиза; 6) полипептиды и ферменты клеток крови и поврежденных тканей; 7) прочие медиаторы (в том числе внутриклеточные)" [4]. Авторы этого труда также указывают: "При

обследовании более 150 человек с различными формами гнойной хирургической инфекции нами установлено, что если при местном раневом процессе без выраженных общих явлений морфология эритроцитов не отличается существенно от таковой в норме, то при гнойно-резорбтивной лихорадке пойкилоцитоз возрастает более чем в 2 раза".

А.М. Шилов придал портрету некий налет романтического настроения, о чем говорят скрещенные на груди руки, проницательный взгляд из-за плеча, свободная поза, отсутствие какого-либо напряжения. В памяти людей М.И. Кузин остался блестящим педагогом, обладающим неутомимой жизненной энергией. Именно эти качества разглядел в своей модели А.М. Шилов и путем живописных и художественных средств создал образ ученого, общественного деятеля, по-настоящему увлеченного своей профессией человека.

Уже будучи известным портретистом,

A.М. Шилов в 1986 г., спустя 3 года после создания образа академика М.И. Кузина, начинает работу над портретом Владимира Дмитриевича Федорова (1933—2010) — хирурга, профессора, политика, общественного деятеля. К этому времени за его спиной был уже почти 30-летний стаж работы, результатом которой стала не только защита докторской диссертации на тему "Комплексное лечение перитонита", но и создание нового направления в хирургии в нашей стране. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что существенный прогресс в развитии отечественной колопроктоло-гии, который произошел в 1970-1980-х годах, в значительной мере связан с именем

B.Д. Федорова [5, 6]. Каждая его операция была образцом высочайшей хирургической техники и творчества, основанного на глубоких знаниях и опыте, а некоторые из них, например гемикорпорэктомия, до настоящего времени являются единичными во всем мире [7]. В.Д. Федоров сыграл выдающуюся роль в развитии отечественной лапароскопической антирефлюксной

хирургии и ряда методов хирургического лечения гастроэзофагеальной рефлюксной болезни [8].

Не случайно А.М. Шилов отошел от общепринятого стандарта портрета, изобразив выдающегося хирурга в профессиональном одеянии в рабочей обстановке. При этом руки хирурга, так любимые многими художниками при раскрытии образов, спрятаны в карманах. Мастер психологического портрета хотел, чтобы зритель сосредоточил свое внимание на взгляде этого человека. Хочется привести слова известного искусствоведа И.В. Долгополова: "Еще раз увидел совсем близко глаза хирурга Федорова. Да, это были они. Добро-творные, чуть с лукавинкой. Картина Александра Шилова. Она вернула этот взгляд человека, которого никогда не забуду. Надо было узнать хирургов уже пожилыми людьми, чтобы понять всю меру каждодневного подвига. Их всегдашнюю готовность помочь, выручить из беды" [9]. Портрет хирурга В.Д. Федорова является творческой удачей А.М. Шилова и был высоко оценен общественностью. Однако сам художник, очевидно, был в какой-то степени не удовлетворен этой работой, что побудило его к написанию еще одного портрета, в котором подчеркиваются именно научные заслуги В.Д. Федорова.

В 1986 г. А.М. Шилов пишет портрет известного хирурга Евсея Борисовича Мазо (1931—2008). Художник целенаправленно в течение нескольких десятков лет обращался к написанию портретов людей этой профессии, личностные качества которых делают каждое произведение глубоко индивидуальным. В то же время профессиональная общность, позволяющая объединить эти портреты в галерею, нисколько не препятствует разностороннему подходу к моделям и, напротив, дает художнику возможность постичь индивидуальность каждой из них. Портрет Евсея Борисовича Мазо открывает зрителю энергичную внутреннюю организацию выдающегося хирурга, его способность много делать и всё

Рис. 1. Портрет Е.Б. Мазо (1986).

успевать (рис. 1). Вскинутые брови, легкая улыбка выдают черты человека жизнелюбивого, оптимистичного, открытого.

А.М. Шилов изображает Е.Б. Мазо в полном облачении врача. Белоснежный халат резко очерчен темным фоном, что придает образу модели дополнительный объем, вес, выдвигает за пределы портрета ближе к зрителю. Желание облегчить положение больного появилось у Евсея Борисовича еще в детстве, когда будущий хирург, не имея возможности что-либо предпринять, наблюдал, как страдала от неизлечимого недуга его мать. Художник пишет портрет хирурга, прошедшего путь от студента, старшего научного сотрудника, ассистента, доцента до профессора и, наконец, заведующего кафедрой урологии и оперативной нефрологии Российского государственного медицинского университета им. Н.И. Пирогова (ныне — Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова), которой он руководил с 1993 по 2008 г. По итогам исследований Е.Б. Мазо был сформулирован тезис о воз-Лечебное дело 3.Z0Z0|1

Рис. 2. Портрет Н.Н. Блохина (1988).

можности "портализации надпочечнико-вой крови" через поверхностное сплетение магистральных почечных сосудов с целью лечения артериальной гипертонии и ряда других состояний неоперативным путем [10]. Е.Б. Мазо внес большой вклад в изучение методов функциональной диагностики заболеваний выделительной системы [11].

В 1988 г. А.М. Шилов принимается за работу над созданием портретного образа заслуженного, известного в науке человека — Николая Николаевича Блохина (1912—1993) (рис. 2). На портрете изображен 74-летний мужчина. Добрый взгляд темных глаз, приветливая улыбка не возносят его высоко над зрителем. За бросающейся в глаза простотой и открытостью — годы труда и неоценимый вклад в развитие отечественного здравоохранения. Обращает на себя внимание естественная, раскрепощенная поза, с выбором которой не смог поспорить А.М. Шилов, пытаясь создать впечатление только что законченной работы и момента отдыха хирурга: одна рука

упала на колено, сжимая головной убор врача, другая нашла убежище в глубоком кармане халата.

Многолетняя научная и практическая деятельность, руководство онкологическим центром мирового уровня, титанический труд в Академии медицинских наук, президентом которой Н.Н. Блохин был дважды, отразились уверенностью и одновременно усталостью в глазах и фигуре ученого, академика РАН и РАМН, заслуженного деятеля наук, Героя Социалистического Труда. Н.Н. Блохин разработал новые методики проведения операции при раке желудка и внес большой вклад в развитие трансфузиологии. Он обосновал тезис о том, что для отечественной медицины имеет большое значение эндоскопическая хирургия с использованием лазера. При анализе вопросов кожной пластики в хирургии Н.Н. Блохин отмечал, что "вырезанный трансплантат во всю толщу кожи сокращается на 40—50%; вырезанный в половину толщи — на 20—25%; трансплантат, взятый на уровне сосочкового слоя, — на 10—15%, и, наконец, совсем тонкий трансплантат сокращается всего лишь на 1—2%" [12]. Конечно, необходимо отметить монографию Н.Н. Блохина "Кожная пластика", изданную в 1955 г. [13]. Н.Н. Блохин является одним из ученых, кто выявил важный критерий эффективности восстановительных мероприятий при повреждении первичных стволов плечевого сплетения — восстановление самообслуживания [14].

Индивидуальные черты и характеристики людей, даже если они занимаются одним и тем же делом, могут быть абсолютно противоположными, иметь различия, которые заставляют одного человека в большей или меньшей степени быть не похожим на другого. Одна из главных задач художника-портретиста — выявить эти различия и ведомыми только ему средствами воплотить их в художественно-живописную форму. В продолжение галереи портретов хирургов А.М. Шилов в 1991 г. создает образ извест-

<

¿г

ного врача-уролога Николая Алексеевича Лопаткина (1924-2013).

Темный, насыщенно-жесткий фон портрета, строгий костюм благородно-синего цвета, серьезный взгляд человека с четко слаженной жизненной и профессиональной позицией, напряженно сжатые губы - это первое, что бросается в глаза и создает общее впечатление (рис. 3). Художественный прием - скрещенные на груди руки - доносит до зрителя черты натуры уверенной, твердой, доверяющей собственному опыту, накопленному за годы труда. На портрете, написанном А.М. Шиловым, Н.А. Лопаткин предстает как человек публично-открытый, общительный, интеллигентный и при этом ответственный и строгий по отношению к себе. Необходимо отметить, что по инициативе академика Н.А. Лопаткина в отечественную клиническую практику была внедрена, например, почечная ангиография. Как и Е.Б. Мазо, считавший его своим учителем, Н.А. Ло-паткин глубоко изучил проблемы практического применения эндотрахеального наркоза в урологии [15].

Процесс познания модели является для художника одной из главных и трудных задач. Поэтому для достижения более полного раскрытия образа А.М. Шилов общается с портретируемым достаточно продолжительное время, растягивая путь изучения внутреннего мира человека и обращения его в художественно-живописную форму не на один десяток сеансов. Не каждая модель может выдержать такое тщательное "вторжение" в недра своей души по тем или иным причинам. В портрете Святослава Николаевича Федорова (1927-2000) художником отражена эта проблема. Сильный, энергичный человек вот-вот покинет большое удобное бархатное кресло, в которое усадил его художник. В сжатом кулаке правой руки С.Н. Федорова словно собрались все токи его неутомимой положительной энергии. Он уже наверняка знает, что ему предстоит сделать в ближайшие минуты, часы после того, как он покинет

Рис. 3. Портрет Н.А. Лопаткина (1991).

мастерскую А.М. Шилова. Кисть художника выхватила момент жизни как итог всего сделанного и как начало новых свершений. Крупная, сильная фигура С.Н. Федорова не утопает в мягкой притягательности удобного кресла. Он собран, сосредоточен, готов к движению.

В 1960 г. С.Н. Федоров, работавший тогда в Чебоксарах, осуществил первую в истории советской медицины операцию по имплантации интраокулярной линзы -искусственного хрусталика глаза. Он внес, в частности, огромный вклад в разработку методов лечения детей с травматической катарактой. В научной литературе касательно подобного случая даются рекомендации проводить как можно более раннюю "экстракцию мутного хрусталика с одномоментной или отсроченной коррекцией афакии интраокулярной линзой или контактной роговицей" [16]. Следует обратить внимание на ряд публикаций С.Н. Федорова, относящихся к 1980-1990-м годам, в частности посвященных возможным трудностям при имплантации искусственного хрусталика [17]. Напряженный жизненный ритм отражен некоторой усталостью в гла-

зах ученого, академика, Героя Социалистического Труда, заслуженного изобретателя, руководителя межотраслевого научно-технического комплекса "Микрохирургия глаза" С.Н. Федорова.

Портретные работы А.М. Шилова с годами несколько изменились. Подход к раскрытию образа человека приобрел более спокойное, ровное настроение, без эмоциональных всплесков и бурь. Над портретом крупного ученого, создателя научной школы, широко известной в нашей стране и за рубежом, Валерия Ивановича Чиссова (родился в 1939 г.) А.М. Шилов работал в 1999 г. В 2005 г. В.И. Чиссов и соавт. отмечали: "Необходимо придерживаться активной хирургической тактики при солитарном поражении позвоночника с целью купирования симптомов компрессии спинного мозга и морфологической верификации опухолевого процесса" [18]. Помимо этого В.И. Чиссов внес огромный вклад в изучение биологических механизмов канцерогенеза.

Образ заслуженного врача Российской Федерации, академика, лауреата Государственных премий представлен художником без броских живописных эффектов, в спокойном мягком колорите. Темный рабочий халат вносит в композицию намек на повествование, рассказ о профессиональной принадлежности хирурга. Тем не менее образ врача несет более глубокую смысловую и сюжетную нагрузку. Благородство, неторопливость, размеренность и внутреннее достоинство модели являются главными составляющими в создании настроения портрета. За внешним уверенным спокойствием модели художник пытается разглядеть сам и раскрыть для зрителя внутреннюю душевную организацию хирурга и ученого, основа которой подкрепляется богатым жизненным и профессиональным опытом, многолетним трудом, высокой ответственностью. При написании портрета В.И. Чиссова художник умело применяет завоевания реалистической школы живописи, раскрывая внутренний мир портре-

тируемого путем подробного внешнего наблюдения. В.И. Чиссов — человек, в котором гармонично и естественно сочетаются качества опытного руководителя, педагога, исследователя, изобретателя, увлеченной, деятельной натуры в науке и в жизни.

В портретной живописи существуют самые разнообразные приемы передачи натуры. Форма и содержание произведения находятся в зависимости от видения и восприятия художником модели. В творчестве А.М. Шилова сложилась традиция, которой он придерживается на протяжении многих лет. Художник создает портреты-фигуры, включая элементы жанра, детали интерьера. Эти приемы помогают наиболее полному раскрытию образа. Портрет главного кардиохирурга Министерства здравоохранения РФ Лео Антоновича Бокерии (родился в 1939 г.) создан А.М. Шиловым в 2000 г. и полностью отвечает сложившимся живописным и художественным традициям мастера. Еще в 1981 г. Л.А. Бокерия осуществил первую в СССР операцию по поводу тахиаритмии при синдроме Воль-фа—Паркинсона—Уайта [19].

Статичная композиция портрета направлена на раскрытие богатого внутреннего мира и многообразия научной и жизненной деятельности ученого. Твердая, уверенная посадка фигуры, положение сильных рук, элегантное строгое кресло, насыщенность фона — это совокупность приемов, с помощью которых художник стремится к живописной передаче многогранного и неординарного образа. А.М. Шилов, как всегда, внимателен к деталям лица: глубокая морщина на лбу, открытый, уверенный взгляд из-под чуть вскинутых бровей, еле уловимая улыбка. Несмотря на отсутствие динамики в композиции, в каждом ее отдельном элементе читается активный жизненный настрой, составляющими которого являются интенсивная операционная и педагогическая деятельность, большая административная работа академика РАМН, лауреата Ленинской и Государственных премий Л.А. Бокерии.

Каждое произведение А.М. Шилова имеет свою концептуальную направленность в решении раскрытия образа. Выводы мастера портретной живописи о способах художественного выражения души и характера того или иного человека вытекают из знаний о нем. В 2002 г. А.М. Шиловым создан портретный образ доктора медицинских наук, академика Валерия Ивановича Шумакова (1931—2008). В 1987 г. он впервые в СССР выполнил успешную операцию по пересадке сердца [20]. Знаменитый кардиохирург по просьбе художника ненадолго отвлекся от своих трудов, но в портрете нет и намека на прекращение работы. Жизненный девиз Валерия Ивановича Шумакова: "Только вперед и ни шагу назад!"

А.М. Шилов включает в композицию портрета изображение рабочего стола с рукописями и книгами. Как только он нанесет последний мазок на холст, В.И. Шумаков незамедлительно продолжит свою работу. За долгие годы научной и практической деятельности сделано много важнейших открытий и изобретений. Стимулом для плодотворной работы всегда были отзывчивость и забота о людях. С глубоким уважением художник подробно пишет крупные черты лица Валерия Ивановича,

выдающие в нем человека доброжелательного, скромного, несмотря на многочисленные награды, звания и титулы. Спокойный, мягкий взгляд и рассеянный, теплый фон не придают портрету энергии и движения. Но в его благородной неторопливости художник закладывает идею мощного созидания на основе жизненной и профессиональной мудрости академика В.И. Шумакова, одного из основоположников клинической трансплантологии в СССР и России.

Творчество А.М. Шилова как бы нарочито идет вспять от современных тенденций в изобразительном искусстве, уводя нас к традициям русского искусства даже не XIX, а XVIII века, к периоду поиска своего слова и места. О достоинствах и недостатках такого подхода к творчеству можно спорить бесконечно, но одно бесспорно: портретная галерея хирургов А.М. Шилова оставляет нам образы великих врачей второй половины XX века, простые, понятные их современникам, родным и близким, пациентам и коллегам.

Со списком литературы вы можете ознакомиться на нашем сайте www.atmosphere-ph.ru

Portraits of Surgeons in the Work of A.M. Shilov G.S. Kovtyuh, A.A. Vorobiev, I.A. Petrova, and P.I. Falaleev

The article analyzes the approach of the famous Russian artist A.M. Shilov to painting portraits of surgeons and the continuity between his work and traditions of Russian painting of the 18—19th centuries. The contribution to science of M.I. Kuzin, V.D. Fedorov, E.B. Mazo, N.A. Lopatkin, S.N. Fedorov, N.N. Blokhin, V.I. Shumakov, and V.I. Chissov is discussed. The authors rely on scientific data on the development of knowledge in nephrology, urology, theory of wounds, theory of burns, ophthalmology, reconstructive surgery, transplantology, military medicine in the second half of the 20th and early 21st centuries. Key words: A.M. Shilov, surgery, portrait, operation, M.I. Kuzin, E.B. Mazo.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.